Турист Герман Гасимов (Maltesesecret)
Герман Гасимов
был 6 октября 2021 13:22

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин

3 3

Часть 1. Как взять Берлин и не разочароваться

https://www.tourister.ru/responses/id_28265

 

Часть 2. Где пиво дешевле воды, а шаурма – вегетарианское блюдо

https://www.tourister.ru/responses/id_28401

 

Заключение

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Под куполом Рейхстага

В заключительной серии путевых заметок о Берлине хотелось бы опровергнуть стереотипы, которые давно прижились в России и несправедливо искажают облик и характер современных немцев. Может мне повезло, и в столице Германии я не встретил холодных, высокомерных, равнодушных, жестоких и злых немцев. Или я просто не замечал их, так как был очарован добротой, обходительностью, вежливостью и галантностью тех, с кем мне довелось общаться? Немцы, безусловно, преобразились! Они пережили раскол и воссоединение Германии, разрушили Берлинскую стену, создали Евросоюз и новую денежную единицу, инициировали программу возвращения евреев в ФРГ, а теперь принимают и создают условия для беженцев из стран Африки и Азии. Итак, давайте разберемся кто такой современный немец, чем он сейчас живет и о чём помнит?

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Памятник скорбящей матери в Пантеоне

Сюрприз пятый: зачем евреев вернули в Германию?

До волны африканских и азиатских беженцев, Германия принимала бывших граждан СССР – тех, кто спешно покидал постсоветское пространство, парализованное политическим, экономическим и социальным кризисом. Бедствующие граждане не видели будущего в обнищавших республиках, раздираемых межнациональными конфликтами и гражданскими воинами, опустившимися до разгула бандитизма, воров в законе, грабежей и тотальной коррупции. Выжить в условиях лихих девяностых могли немногие, а совершенно отчаявшиеся стремились эмигрировать заграницу и начать жизнь заново.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Часы мира в центре Берлина на Александрплац

Германия в то время казалась для советского человека настоящим Эдемом – островом спасения, но двери в европейский рай были открыты далеко не всем. Немцы организовали своеобразную селекцию и тщательно отбирали желающих обрести новый дом в Германии.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Обозначение городов на Часах мира

По иронии судьбы селекционный отбор свободно и без проблем проходили те, кого полвека назад фашисты выдворяли и уничтожали по всей Европе. Немецкое правительство зазывало советских евреев обратно в страну, спровоцировавшую страшную трагедию ХХ века - Холокост и антисемитизм. Что же в 90-х годах двигало немцами? Неужели только чувство вины, раскаяния и желание вернуть долг евреям, родители и родственники которых погибли в газовых камерах, печах и концентрационных лагерях? Вполне возможно, но программа возвращения евреев в Германию странным образом совпала с аналогичными мерами, предпринимаемыми правительством Израиля в тот же период времени.

После развала СССР во многих независимых республиках появились израильские организации, агитировавшие и помогавшие местным евреям репатриироваться на историческую родину с возможностью сразу получить гражданство, социальное жилье и материальную поддержку. Чтобы воспользоваться этими благами, претенденту требовалось лишь подтвердить свои еврейские корни по сохранившимся документам. Причем, совершенно необязательно было подтверждать еврейство обоих родителей. Вполне годились документы о еврейском происхождении бабушки со стороны отца или матери. Этого было достаточно, чтобы получить право репатриации в Израиль вместе со всей семьей и детьми.

Быть евреем вдруг стало модно! Поэтому к еврейскому народу начали тянуться и примыкать представители других национальностей. Их евреи называют – гой, на идише молодых неевреев именуют «шейгец», а неевреек – «шиксэ». В 90-х годах предприимчивые гои заключали фиктивные браки с представителями иудейского народа, собирающимися в перспективе репатриироваться в Израиль. Так, гои получали право выезда с еврейской семьей заграницу, причем не только в землю обетованную.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Фонтан Нептун в Берлине

Германия пошла по тому же пути и начала активно зазывать советских евреев в ФРГ, создавая конкуренцию израильским организациям и государственному агентству по репатриации. Между двумя странами развязалась борьба за каждого еврея!

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Начало картинной галереи на Берлинской стене

Германия и Израиль жестко соревновались в формировании для эмигранта более выгодного и качественного пакета социальных льгот с медицинской страховкой, компенсациями за обучение и получения высшего образования, возможностью овладеть новой специальностью или профессией, трудоустроиться и безболезненно пройти абсорбцию. Более того, первым репатриантам и эмигрантам с семьями гарантировалось социальное жилье с мебелью, бытовой техникой и посудой.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Еврейский культурно-информационный центр на месте разрушенной синагоги в Берлине

Такой щедрости Германия никогда не проявляла, тем более что госпрограмма поддерживала не немцев, возвращающихся на историческую родину, а советских евреев – представителей не арийкой расы. Что же происходило на самом деле? Дело в том, что немецкое правительство всячески старалось переориентировать «утечку мозгов» из бывшего СССР в Израиль и США. Германия также нуждалась в свежих силах и умах, которые могли бы принести большую пользу государству.

Немцы не могли безразлично наблюдать за массовым исходом мозгов и дееспособных граждан из бедствующих республик на историческую родину. Упускать столь уникальную возможность казалось недопустимо.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Bundesrat (Федеральный Совет) — государственный законодательный орган Германии

Вот немецкий аппарат и смоделировал программу возвращения евреев в Германию, чтобы получить свой кусок от большого пирога в лице одаренных советских ученых и инженеров, деятелей искусства, медиков и преподавателей.

Время разбрасывать камни завершилось, теперь требовалось их собирать. До сих пор этот процесс был практически неосуществим, многие евреи находились за «железным занавесом» в плену советской системы, как при египетских фараонах. С развалом СССР произошло чудо – занавес рухнул так, словно воды Красного моря расступились и открыли иудейскому народу путь для бегства.

Теперь нужно было выбирать, куда бежать – в Израиль или Германию, которая соблазняла евреев больше, чем маленькое государство в пустыне, вечно враждующее с арабскими соседями и находящееся на пороге войны.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
На крыше Рейхстага

С начала 90-х годов в ФРГ эмигрировали тысячи советских евреев, которые получили компенсации и льготы, социальное жилье, возможность выучить немецкий язык и трудоустроиться. Конечно, новые граждане внесли свой вклад в экономическое и интеллектуальное развитие страны, вывели её в лидеры Евросоюза и серьезно преобразовали дом, в котором поселились. Ярким результатом обновления немецкого общества стал огромный мемориал в центре Берлина.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Мемориал жертвам Холокоста в центре Берлина

Сюрприз шестой: память в камне

В двух шагах от Брандербургских ворот и места, где прежде находилась рейхсканцелярия Гитлера, раскинулось широкое поле напоминающее кладбище с серыми саркофагами, но там никто не похоронен.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Мемориал жертвам Холокоста в центре Берлина

Необычный мемориал жертвам Холокоста был открыт в 2005 году на территории с футбольное поле. Комплекс состоит из 2711 бетонных блоков разной высоты без каких-либо надписей и дат. Автор проекта нью-йоркский архитектор Петер Айзенман решил полностью положиться на чувства и восприятие посетителей, которые самостоятельно интерпретируют идею мемориала без навязанных извне мыслей.

Тысячи бетонных блоков образуют сложный лабиринт. Попадая в него, человек начинает ощущать страх, необъяснимую потерянность и тревогу, то есть те чувства, которые испытывали евреи во времена Холокоста — им некуда было бежать и негде прятаться от фашистов и их приспешников.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Внутри Мемориала жертвам Холокоста

У посетителей мемориала возникают разные реакции. Кто-то начинает рыдать и не может остановиться, а кто-то просто бегает в лабиринте или играет в прятки. Многие ищут подходящую точку для сэлфи и фотографируются у саркофагов в разных позах, а некоторые устраивает на них пикники. Изредка местные служители порядка просят отдыхающих найти другое место для ланча, но как только охрана удаляется, на низкие блоки вновь усаживаются туристы и убивают время.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Саркофаги Мемориала жертвам Холокоста

Высокие и низкие саркофаги, словно серые волны, вздымаются и вновь опускаются на территории памятника евреям, убитым в годы войны. Для Берлина этот мемориал, словно символ искупления, покаяния, стыда и позора. Хотя, многие туристы, проходя мимо, даже не подозревают о том, что это за комплекс и зачем он тут оказался.

Таковы реалии нынешней Германии!

 

Сюрприз седьмой: костер из книг

Ещё один необычный памятник, связанный с фашистским режимом, находится в Берлине на площади Бебельплац. Если мемориал Холокоста сразу бросается в глаза и занимает огромную площадь, то металлическую доску в брусчатке у библиотеки Университета имени Гумбольта заметить весьма сложно.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Bebelplatz (площадь Бебеля) — одна из центральных площадей в Берлине

Многие горожане, студенты и туристы быстро проходят по площади Бебельплац, не задерживаясь у места, отмеченного скромной памятной доской. На неё часто наступают и в редких случаях останавливаются, чтобы прочитать несколько строчек на тусклом металле.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Памятная доска в центре площади Бебельплац

Именно на этом месте 10 мая 1933 года 40 000 студентов и преподавателей университета – члены СС, устроили публичное побоище книг «вредных» авторов: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса и других деятелей немецкой литературы, философии и науки. Безумцы опустошали полки университетской библиотеки, изымая тысячи томов учебной и научно-популярной литературы. Затем в центре площади разожгли огромный костер и начали сжигать все книги, оказавшиеся неугодными фашистскому режиму. Костер оказался столь велик и поднялся так высоко, что был виден даже на окраинах города.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Памятная доска с историей сжигания книг
Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Редкие прохожие замечают доску и останавливаются, чтобы прочитать текст

Увы, память об этом постыдном событии постепенно стирается, а туристы, читая текст на доске, не понимают о чем идет речь.

 

Сюрприз восьмой: пустой зуб

«Пустой зуб», по-немецки Hohler Zahn, так берлинцы называют разрушенную мемориальную церковь кайзера Вильгельма – Гедехтнискирхе. От неё начинается оживленная и популярная в столице Германии улица Курфюрстендамм. Разбомбленный в годы Второй мировой войны храм не стали восстанавливать. Его руины превратились в страшный памятник и наглядное свидетельство катастрофы, которую пережила страна в середине ХХ века.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Церковь «Пустой зуб», по-немецки Hohler Zahn

Рядом с «пустым зубом» немцы возвели действующую «Синюю церковь» по странному архитектурному проекту. Современное шестиугольное здание похоже на бункер или улей с застекленными бетонными сотами. Вечером включается подсветка, и синие стекла тускло светятся по всему фасаду, напоминая шкатулку из лазурита или большой светильник.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Внутри "Синей церкви"

Внутри «Синяя церковь» выглядит весьма необычно. Над алтарём возвышается фигура «в ночной рубашке» абсолютно не похожая на канонические образы Иисуса Христа в момент его преображения. Массивная статуя высотой 4,6 метра и весом 600 кг производит странное впечатление. Её отлили из сплава меди и цинка, который создает иллюзию, что в церкви парит спаситель из чистого золота. Чем не золотой телец?

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Парящий над алтарем Иисус Христос

Сюрприз девятый: Сталинградская Мадонна

Самым ценным экспонатом и реликвией в «Синей церкви» является «Сталинградская Мадонна», её нарисовал лютеранский пастор и военврач 16-й танковой дивизии Курт Ройбер в рождественскую ночь с 24 на 25 декабря 1942 года.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Сталинградская Мадонна

Графический рисунок на оборотной стороне советской географической карты превратился в икону, которую позже освятили представители католической, протестантской, лютеранской и православной церквей. Её можно увидеть справой стороны от входа в храм. Рисунок помещен в скромную деревянную рамку и висит в тускло-освещенном пространстве за периметром молельного зала, словно уединившись и скрываясь от посторонних глаз.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Автопортрет Курта Ройбера

Автор «Сталинградской Мадонны» Курт Ройбер родился в набожной крестьянской семье. Мальчик с детства любил рисовать и мечтал поступить в художественную академию, но нуждающиеся родители отправили его изучать богословие в Марбург и Тюбинген, где религиозные факультеты были бесплатными. После занятий Курт посещал уроки рисования и овладел ремеслом художника. Получив церковный сан, начинающий священнослужитель заинтересовался медициной и стал изучать эту науку в Марбурге, где в 1933 году защитил диссертацию. В 1938 году Курту присвоили докторскую степень за исследования на тему «Этика врачующего сословия». Теперь доктор Ройбер смог совмещать проповеди в церкви с работой в клинике и продолжал рисовать.

В начале Второй мировой войны доктора Ройбера призвали на военную службу на Балканы. Он работал в госпиталях и на санитарных поездах, прошел Румынию, Болгарию и Грецию, где был ранен. Поправившегося врача вновь отправили на фронт, теперь в войска вермахта, которые оккупировали территорию СССР. В конце 1941 и до середины 1942-го года военврач занимался раненными солдатами и оказывал медицинскую помощь мирному населению, оказавшемуся в зоне оккупации. В свободное время он продолжал рисовать и сделал около 150 портретов русских крестьян и солдат. Эти рисунки доктор привез с собой в Германию и оставил в семье во время последнего отпуска.

Осенью 1942 года Курт Ройбер оказался в рядах немецкой армии в битве под Сталинградом. Вскоре немцы были окружены и попали в так называемый «Сталинградский котел». Фашисты под командованием генерала Паулюса несли большие потери и не могли отражать атаки советских войск в суровых зимних условиях. Солдаты и офицеры вермахта оказались морально сломлены и потеряли всякую надежду вырваться из окружения.

В рождественскую ночь Ройбер, пытаясь поддержать отчаявшихся людей, сделал рисунок Мадонны с младенцем на обороте советской карты и устроил в землянке самодельный алтарь, превратив убежище в маленькую часовню. Он написал на самодельной иконе несколько слов на немецком языке: Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad (Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград). С этими словами солдаты молили Деву Марию о помощи и спасении, но это им не помогло.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Текст на рисунке: Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград.

В январе 1943 года «Сталинградскую Мадонну» вывезли из окружения в Германию на последнем самолёте с тяжело-раненным командиром подразделения Вильгельмом Гроссе. Автор рисунка вместе с тысячами немецкими солдатами и офицерами попал в лагерь для военнопленных в Елабуге, где умер в 1944 году.

Творение Курта Ройбера стало ещё одним свидетельством безумства войны и неизбежности наказания за агрессию и кровопролитие невинных людей. От меча всегда погибает тот, кто первым его поднимает, и Германия этот урок усвоила на долгое время.

 

Послесловие

Столица Германии напоминает огромный мемориал, где практически на каждом шагу встречаются свидетельства войны и Холокоста. Кроме того, в городе сохранились участки Берлинской стены, рядом с которой фотографируются все туристы, а местные жители на них хорошо наживаются.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Часть Берлинской стены с пробоиной

Так, например, немецкие торговцы предлагают туристам блистеры с кусочками Берлинской стены. Проверить подлинность такого сувенира и найти место, от которого был отколот кусочек бетона – невозможно, но туристам нравятся такие вещи и они раскупают их, как горячие пирожки.

Улыбка Сталинградской Мадонны и почему евреи вернулись в Берлин
Картина с поцелуем Леонида Ильича Брежнева с Эрихом Хонеккером

Особым спросом пользуется картина со страстным поцелуем Леонида Ильича Брежнева с Эрихом Хонеккером. Увы, советский генсек и правитель ГДР подали плохой пример соотечественникам. Их проявление любви передалось современному поколению и стало визитной карточкой Берлина, где теперь не осуждаются, а защищаются однополые браки, гомосексуалисты и лесбиянки.

Нетрадиционные меньшинства в Германии разрастаются и набирают обороты в атмосфере глобальной демократии, европейской толерантности и терпимости. Может немецкое правительство намеренно впустило в страну беженцев из Африки и Азии, которым суждено противостоять процессу нетрадиционного развития общества? Иначе, европейцам грозит полное вырождение и потеря того интеллектуального потенциала, который Германия приобрела в 90-х годах ХХ века в результате программы возвращения советских евреев.

 

Герман Гасимов

журналист-историк, Союз журналистов России

40 – карма
Позиция в рейтинге – 1280
Комментарии